Бензол и этилен

Стирол получают дегидрированием этилбензола при 550- 600° над катализатором: В качестве катализаторов применяют окись железа с добавками окиси хрома, окиси кальция и гидрата окиси калия. На дегидрирование подаются пары этилбензола, разбавленные парами воды. Это препятствует полимеризации стирола, приводящей к его коксованию и отложению кокса на поверхности катализатора. Таким образом, удлиняется срок службы катализатора до его регенерации. Дегидрирование осуществляется в вертикальном трубчатом аппарате, выполненном из жароупорной стали. Аппарат вмонтирован в печь, отапливаемую топочными газами. Горизонтальные перегородки удлиняют путь топочных газов и улучшают теплообмен. Внутри трубок помещен катализатор. Пары этилбензола и воды поступают в теплообменник 2, вмонтированный в печь, отнимают тепло от продуктов дегидрирования; затем — в подогреватель 3, обогреваемый топочными газами, покидающими печь, и при температуре, близкой к температуре ре акции, — в реактор 1. Из реактора дегидрированные продукты через теплообменник направляются на конденсацию. После отстаивания и отделения воды конденсат содержит приблизительно равные количества стирола и непрореагировавшего этилбензола, а также некоторое количество продуктов крекинга этилбензола— толуола и бензола. Эта смесь ректифицируется с получением четырех фракций: 1) предгона — смеси бензола и толуола с некоторым количеством эти|лбензола, применяемого в качестве добавки к авиа-топливам; 2) этилбензола, возвращаемого в производство; 3) стирола-товарного продукта: 4) кубовых остатков, являющихся продуктами полимеризации. Выход чистого стирола с учетом возврата непрореагировавшего этилбензола составляет 90% от исходного этилбензола.