Легкоплавкие сплавы

Проверить, не будет ли припой в узле длительное время находиться под большими нагрузками. Даже если возникающие при этом напряжения ниже нормального предела текучести припоя, то они приведут к ползучести металла (пластическая деформация, возникающая в металле при длительно действующих напряжениях ниже предела текучести). Наибольшую скорость ползучесть имеет при нагреве металла примерно до температуры рекристаллизации.

Для большинства легкоплавких сплавов эта температура очень низка — некоторые из них рекристаллизуются уже при комнатной температуре. Если ползучесть недопустима, то соединение усиливают каким-либо механическим способом.

Убедиться, что узел выдерживает объемные изменения, возникающие в припое во время его охлаждения. Легкоплавкие сплавы при охлаждении чаще всего уменьшаются в объеме подобно другим металлам; исключение составляют сплавы висмута, которые расширяются.

Необходимо следить за тем, чтобы эти объемные изменения, происходящие в интервале между температурой затвердевания и комнатной, не приводили к деформации соединения.

В большинстве конструктивных проработок при их прочностном расчете вводится некоторый коэффициент запаса прочности.

Для паяных соединений аналогичных, строго установленных правил определения коэффициента запаса не существует, ибо такие факторы, как паяемость, свойства флюса и припоя, протекание температуры по времени и метод введения припоя, вносят в процесс слишком много неопределенностей. Поэтому конструктор вынужден основывать назначаемый им запас прочности на степени однородности и надежности паяных соединений, а также на вероятном характере их разрушения, уделяя при этом особое внимание усталости.

Наконец, конструктору следует рассмотреть паяное соединение с точки зрения общих соображений, относящихся к распределению напряжений.

В частности, не следует допускать локализации напряжений. В случае, если возникновение отрыва паяного соединения возможно, нужно предусмотреть в конструкции некоторую податливость элементов соединения.